Равнодушие современников


Лишь спустя более полустолетия Кеплер установил истинную форму планетных орбит и нашел законы движения планет по орбитам. Копернику пришлось последовать античной традиции: устранить остающиеся неравномерности в движениях с помощью эксцентрических кругов и небольших эпициклов. Впрочем, по поводу эпициклов нужно сказать, что нынешняя небесная механика не вполне чужда им: столь широко применяемое разложение возмущений и неравенств в ряды есть не что иное, как нагромождение эпициклов. Конечно, при этом никогда не предполагается реальное существование их, и всем понятно, что это есть лишь математический метод вычисления. Другая дань Коперника, отданная им старым представлениям, заключалась в сохранении сферы неподвижных звезд. Проникнуть за пределы этой сферы смогла вдохновенная творческая мысль Джордано Бруно, вскоре получившая подтверждение в открытиях Галилея.
Сочинение Коперника сначала было встречено равнодушно, как очередная попытка улучшить теорию движения планет, и, что весьма вероятно,— выжидательно. Лишь немногие умы были в состоянии понять все значение нового учения. Многие незаурядные люди, даже великий астроном-наблюдатель Тихо Браге, отказывались принять его за истину. Были и такие, как Мартин Лютер, которые высмеивали Коперника за абсурдность его учения и публично называли его глупцом. Буря разразилась позже, когда, благодаря пламенной проповеди монаха-еретика Джордано Бруно, к гелиоцентрической теории было привлечено большое внимание, а открытия Галилея подтвердили ее реальность. Церковь обеспокоилась. В 1600 г. Бруно был сожжен на костре, позднее, в 1616 г.. вызванному в Рим Галилею было строго запрещено под страхом ареста распространять и даже упоминать коперниканскую ересь. Сочинение Коперника было внесено в индекс — список запрещенных инквизицией книг, из которого оно было изъято лишь в 1835 году, когда о движении Земли было известно каждому грамотному человеку.
Несмотря на запрещение, Галилей издал в 1632 году «Диалоги о двух главных системах мира», где нет прямых утверждений об истинности гелиоцентрической системы, но весь ход рассуждений приводит к такому выводу, что папа усмотрел в нем «серьезную опасность для всего христианства». В результате последовал позорный для церкви процесс и осуждение Галилея.
Плоды мысли отдельных людей с течением времени обычно увядают. Очень редко появляется гениальный человек, мысль которого, как поток, дает начало могучей реке, орошающей многие области. Таков был Николай Коперник.