Развитие науки


Но не только само развитие производительных сил стимулировало развитие науки. Еще более влияли несоответствие и конфликт между производительными силами и старыми производственными отношениями и связанное с этим обострение всех общественных противоречий. Те же великие географические открытия дали могучий толчок развитию международного всемирного рынка для капиталистической мануфактуры, однако рост новых отношений упирался в господство старого, отживавшего феодального строя. Отживавшие общественные силы оказывали упорное сопротивление действию экономического закона, требовавшего обновления производственных отношений. Социальная атмосфера резко накалилась в Европе, уже в последние десятилетия XV в. широкая волна народных восстаний прокатывается по ряду стран, а в первые десятилетия XVI в. происходят и первые попытки буржуазных революций, в частности, в виде реформации и крестьянской войны в Германии. Однако все это терпит неудачу. Феодальный базис, хотя и подточенный новыми отношениями, еще способен к существованию, он имеет достаточно мощную надстройку, которая активно защищает его от всех этих ударов, подавляет революционные силы общества. Политическая надстройка, т. е государство, перестраивается и обновляется в ряде стран Европы в последние десятилетия XV века: возникает форма централизованной дворянской диктатуры в виде абсолютизма. Еще более важной защитой и опорой феодального строя служат католическая религия и католическая церковь. Это — наиболее реакционная, наиболее мертвящая сторона надстройки, охраняющей в Европе XVI в. феодальный базис от ударов революционных общественных сил.
В течение многих столетий средневековья католицизм выполнял эту общественную функцию — защиты, охраны и укрепления феодального экономического базиса. Наряду с догматической и культовой стороной христианство имело еще наиболее важную социальную практическую сторону: приводить людей к смирению, к воздержанию от проявления «дьявольской гордыни» — всякой борьбы с окружающей действительностью, обуздывать в людях с помощью идеи «греха» те импульсы к сопротивлению, которые ежедневно и ежечасно порождала у них жестокая феодальная действительность. Всей сложной системой своих догматов и культа христианство служило именно этой главной цели — воспитывать в людях терпение и тем пресекать возможность революционных действий с их стороны.