Идейное оружие


Следовательно, пока не было сметено или ослаблено это надстроечное препятствие, это идейное оружие отживающих сил общества, не могло бы совершиться и революционное преобразование общественно-экономического строя. Вот почему конец XV — начало XVI в. были временем величайших идейных потрясений, временем искания новых идей, расшатывавших сложившуюся веками, казалось бы неприступную цитадель католицизма с его монополией на всю духовную жизнь людей. «Это был,— говорит Энгельс,— величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством» Участники этого идейного переворота в большинстве не сознавали, что объективно они выполняют задачу расшатывания религиозной надстройки, охранявшей старый общественный строй. Их субъективные цели и идеалы были весьма различны, как и пути, которыми они шли. Во-первых, это было гуманистическое движение в широком смысле, не столько воевавшее с религией, сколько пытавшееся отвернуться от нее, вооружившись тем ске-сисом и равнодушием, которые так характерны для многих деятелей Возрождения. Во-вторых, это было реформационное движение — ожесточенная атака на католицизм, но остающаяся на почве религиозного мировоззрения. В-третьих, это было движение естественнонаучной мысли, участники которого подчас оставались по форме даже вполне правоверными католиками, но которое не случайно в ту эпоху совершалось преимущественно в двух отраслях знания: в астрономии, что было нападением разума на небо — местопребывание бога, и в медицине, что было нападением разума на местопребывание души. Указанные три формы идейного движения, развиваясь одновременно, отличались глубокими внутренними противоречиями (вплоть до открытой борьбы) и глубоким взаимодействием в решении общей объективной задачи.