Годы прибывания в Италии.


Конец XV и начало XVI века — замечательная эпоха в истории Западной Европы. Во всех областях государственной деятельности, науки и искусства мы видим выдающихся людей. По выражению Энгельса, это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов, по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»
В ту эпоху подвизались гуманисты Ульрих фон Гуттен и Эразм Роттердамский, реформаторы религии Лютер и Меланхтон, путешественники и открыватели новых земель Колумб, Васко да Гама и Магеллан, художники Рафаэль. Тициан и Дюрер; полностью развернулся гений Леонардо да Винчи, и делал первые шаги на поприще искусства Микеланджело, творили поэты Ариосто и Ронсар и сатирик Рабле, работали врачи и анатомы Парацельс и Сервет.
Но в эту эпоху действовали и реакционные силы, стремившиеся задержать прогрессивное развитие человечества. В Италии вершили судьбы людей такие изверги, как папа Александр IV и его сын Чезаре Борджиа, а Макиавелли старался оправдать их чудовищные преступления высокими принципами государственности. В Англии свирепствовала тирания Генриха VIII, а в Испании каждый шаг и даже мысль людей контролировались инквизиторами.
В Италии молодой Коперник оказался в сложной обстановке борьбы прогрессивных и реакционных сил. В годы пребывания в Италии он изучил наиболее передовую науку и культуру того времени, но не был увлечен житейскими бурями. В Болонье он близко познакомился с профессором анатомии и астрологии (также преподававшейся в университете), последователем Птолемея — Мария де Новара, который помог ему овладеть методами практической астрономии и производством наблюдений.
В 1500 году Коперник жил в Риме, где прочитал курс лекций по математике. Тем временем его дядя посодействовал назначению Коперника в подведомственную епархию на должность каноника во Фромборке — главном городе Вармии, расположенном на берегу залива Балтийского моря. Копернику пришлось поехать на север, чтобы получить разрешение церковных властей продолжить занятия в Италии. Еще четыре года жил он в Падуе, где изучал право и медицину, а в 1503 году получил степень доктора канонического права в Феррарском университете. По возвращении в Польшу в 1505 году он поселился в епископском дворце в Лидцбарке в качестве лейбмедика своего дяди и здесь прожил до смерти Ваченрода в 1512 году. После этого Коперник переехал в Фромборк и вступил в должность каноника, которую и занимал в течение всей последующей жизни. На основании одного высказывания самого Коперника можно заключить, что во время пребывания в Лидцбарке у него родились первые мысли о движении Земли вокруг Солнца.
Несмотря на удаленность Фромборка от главных культурных центров того времени (сам Коперник называет Фромборк «отдаленнейшим уголком Земли»), было бы неправильно думать, что Коперник вел там жизнь отшельника. По своему характеру он был энергичным, деловым человеком, принимавшим деятельнее участие во всех сторонах жизни епархии и, в частности, города Фромборка. Его врачебное искусство пользовалось большим успехом; он широко оказывал медицинскую помощь, а бедных лечил безвозмездно. Коперник разработал проект реформы денежной системы, которая была, хотя и не сразу, проведена в Польше и способствовала укреплению польской валюты. Он проанализировал явление вытеснения полноценных денег неполноценными и сформулировал в 1526 г. закон, получивший в политической экономии неправильное название «закона Грешема».
Установление дат праздников, связанных с фазами Луны и днями недели, в первую очередь — праздника пасхи, ставило ряд астрономических вопросов, в правильном решении которых была заинтересована папская власть. Запрошенный по этому поводу Коперник ответил, что он не располагает достаточно точными данными о движениях Солнца и Луны, чтобы предложить такую систему счисления, которая могла бы служить долгое время. Но этот вопрос побудил Коперника усилить исследования видимых движений планет, к которым в то время причисляли и Солнце и Луну.